Грузовой автомобиль ГАЗ-51 является одним из наиболее распространенных автомобилей в нашей стране, поэтому его изготовление представляет, несомненно, интерес для юных автомоделистов.
Для изготовления модели необходимы самые простые материалы: дерево, фанера, суровые нитки, одна деревянная катушка, две мотоциклетные спицы, обрезки жести, латунной, медной или алюминиевой трубки и т. д. В качестве инструмента достаточно иметь молоток, стамеску, напильник, лобзик и острый нож.
Модель, изготовленная в лаборатории, прошла 15 м. Для увеличения проходимого моделью пути в два раза можно увеличить ее размер в полтора раза и установить удвоенный при помощи шестерен резинодвигатель.
Описание модели и чертежи были помещены в приложении к журналу «За рулем» № 2 за май 1956 года.
На рисунке 1 дан сборочный чертеж автомодели. Этот рисунок поможет автомоделистам в сборке модели. Обозначение деталей строго соответствует приводимой в тексте нумерации. Модель автомобиля состоит из следующих основных частей: рамы, кузова, кабины, капота, силовой передачи, резинодвигателя, осей с колесами и рулевого управления.
Рама модели
Рама модели сборная. Она состоит из двух продольных и трех поперечных брусьев и переднего буфера. Продольные брусья выпиливают из фанеры или доски толщиной 6 мм (рис. 2). При отсутствии фанеры требуемой толщины ее можно склеить столярным клеем из более тонкой. В круглые отверстия в передней части бруска вклеивают на клею бобышки (рис. 3), изготовленные из липы или другого мягкого дерева. На концы бобышек надевают латунные или алюминиевые втулочки, вырезанные из трубочки (рис. 4). Во втулках сверлят отверстия, через которые будут проходить рулевые тяги (рис. 1).
Поперечные брусья
Поперечные брусья изготовляют толщиной 8 мм. Два из них, задний и средний (рис. 5), имеют в средней части отверстие для оси катушки силовой передачи. Передний поперечный брус (рис. 6) имеет в средней части полукруглый вырез для того, чтобы он не мешал установке и работе резинодвигателя. Поперечные брусья устанавливают в 8-миллиметровые вырезы продольных брусьев. В свою очередь в поперечных брусьях имеются вырезы для продольных брусьев шириной 6 мм. Соединение продольных и поперечных брусьев осуществляется на столярном клею.
Передний буфер
Передний буфер изготавливают из дерева (рис. 7). С наружной стороны в него вставляют два проволочных буксирных крючка, а с внутренней стороны — неподвижный крючок резинодвигателя (рис. 1).
Кузов автомодели (платформа) состоит из двух боковых бортов (рис. 8), одного переднего и одного заднего борта (рис. 9) и пола кузова (рис. 10). Все детали кузова изготовляют из фанеры толщиной 2,5—3 мм. На бортах кузова рейсмусом или острым шилом наносят риски, которые создают впечатление, что борта кузова составлены из досок. После склейки кузова на борта приклеивают поперечные бруски, вырезанные из тонкой (1 мм) фанеры или материала спичечной коробки. Склейку кузова осуществляют на деревянной болванке, выпиленной из сосновой или какой-нибудь другой доски соответственно внутренним размерам кузова. В местах склейки детали кузова покрывают столярным клеем и укладывают их вокруг болванки. Чтобы детали лучше пристали друг к другу, их прибивают к болванке маленькими гвоздями. Когда клей хорошо высохнет, гвозди осторожно извлекают и кузов снимают с болванки.
Кабина модели
Кабина модели состоит из задней стенки (рис. 11), двух боковых стенок (рис. 12), передней стенки (рис. 13) и крыши (рис. 14).
Заднюю и боковые стенки изготавливают из фанеры толщиной 3—4 мм. В нижней части задней стенки делают полукруглый вырез, через который пропускают резинодвигатель, и два прямоугольных выреза для крепления кабины на продольных брусьях рамы. В верхней части стенок вырезают отверстия для окон.
В эти отверстия клеем АК-20 вклеивают целлулоидные пластины или смытую фотопленку.
Передняя стенка является наиболее сложной деталью кабины. На чертеже она показана в склеенном виде из четырех частей. Изготавливают ее из мягкого дерева.
Склейку передней части стенки производят на болванке после того, как склеены задняя и боковые стенки. Дне нижние части передней стенки приклеивают под углом к боковым стенкам. Затем под тем же углом, но наклонно к кабине приклеивают две верхние части. После этого приклеивают крышу кабины. Для лучшей склейки детали прибивают гвоздями к болванке, так же как и при склеивании кузова. В передней стенке кабины внизу образуется полукруглый вырез, через который проходит резинодвигатель, а также два прямоугольных среза, которыми передняя стенка кабины примыкает к продольным брусьям рамы. В отверстие для окон передней стенки вклеивают целлулоид. Кабину сажают в вырезы продольных брусьев на клею.
Капот модели
Капот модели изготавливают из бруска мягкого дерева (лучше всего липы) размером 50X60X45 мм. Из этой заготовки методом, который был описан при изготовлении корпуса аэромобиля, вырезают капот модели; форма его хорошо видна на сборочном чертеже (рис. 1).
На рисунке 15 показан продольный разрез капота, на рисунке 16 — вид капота сзади, а на рисунке 17 — вид сверху. На передней стенке капота делают вырез и в него вклеивают отрезки спичек, что создает впечатление решетки радиатора.
Капот устанавливают на раме модели на клею.
Кроме рамы, кузова, кабины и капота, для обеспечения сходства модели с копируемым автомобилем необходимо еще изготовить крылья, фары, подножки и вставки.
Крылья
Крылья изготавливают из фанеры толщиной 1 мм. Заготовку для крыла (рис. 18) хорошо пропаривают в кипятке, после этого прикладывают к круглому предмету необходимого диаметра (бутылке, банке) и туго обтягивают лентой или марлей. Через 4—5 часов, когда фанера хорошо просохнет, ее снимают. Крыло приобретает нужную форму.
Фары
Фары (рис. 19) вырезают из липы, подножки (рис. 20) и вставки (рис. 21) также можно вырезать из липы или другого какого-либо дерева. Все эти детали приклеивают к крыльям, как это показано на сборочном чертеже, и потом вместе с крыльями приклеивают к капоту и кабине модели.
Силовая установка состоит из резинодвигателя, катушки передачи с ниткой и ведущей оси с колесами.
Резинодвигатель изготавливают из резиновой ленты сечением 1X4 мм и длиной 1280 мм. Длина резинодвигателя — 160 мм. Если трудно достать резиновую ленту для резинодвигателя, то ее можно вырезать из велосипедной камеры, как это показано на рисунке 22.
Катушка передачи усилия
В качестве катушки передачи усилия под углом используют обыкновенную катушку из-под ниток (рис. 23).
В катушку туго забивают круглый деревянный стерженек с отверстием внутри. Ось катушки представляет собой отрезок велосипедной спицы, один конец которого расклепан. Для уменьшения трения при вращении на ось катушки надевают две небольшие круглые шайбочки, вырезанные из жести. Катушка с осью монтируется в поперечных брусьях в следующей последовательности. Ось катушки с надетыми на нее двумя шайбочками пропускают через задний поперечный брус, с натягом ее запрессовывают в катушку и затем пропускают через средний поперечный брус. Выступающий из среднего поперечного бруса конец оси загибают круглогубцами в виде крючка, служащего для надевания резинодвигателя.
В качестве нитки, которая передает усиление с катушки на ведущую ось, используется прочная суровая нитка или рыболовецкая капроновая леска диаметром 0,3 мм. Один ее конец закрепляют на катушке, а другой завязывают свободным узлом на ведущей оси.
Ведущая ось представляет собой ровный пруток стали диаметром 3—4 мм, в середине которого пропилена ряска для того, чтобы облегчить наматывание нитки при заводке резинодвигателя. Для изготовления оси можно также использовать отрезок мотоциклетной спицы. В заднюю часть продольных брусьев плотно вставляют латунные или алюминиевые втулочки (рис. 1), благодаря которым обеспечивается лучшее вращение задней оси. Втулки выступают из продольных брусьев так, что они касаются задних колес, это предотвращает перемещение ведущей оси и колес поперек модели.
Колеса модели делают из фанеры. Способ изготовления дан в описании контурной автомодели. Передние колеса (рис. 24) одинарные, задние (рис. 25) двойные. Задние колеса с натягом насаживают на ось на клею БФ-2, они и вращаются вместе с осью. В одном из задних колес сверлят отверстие, в которое вставляют при заводке резинодвигателя заводную рукоятку.
В передние колеса впрессовывают втулочки из жести или трубочки, которые являются подшипниками скольжения при вращении колес.
Полуосями передних колес являются рулевые тяги, о которых будет сказано при описании системы рулевого управления.
Рулевое управление
Рулевое управление обеспечивает установку передних колес под необходимым углом для движения модели по кругу, а также управление моделью во время движения. Оно состоит (см. рис. 1) из двух фигурных рулевых тяг, поперечной тяги, рулевого поводка, рулевого колеса и рукоятки рулевого управления.
Фигурные рулевые тяги (27), служащие одновременно полуосями передних колес, показаны на сборочном чертеже (рис. 1). Их изгибают из велосипедной спицы. Размеры и форма их определяются при монтаже. Верхний конец тяги закрепляют шарнирно в крайних отверстиях продольной тяги. Нижний конец пропускают через вырез в продольном брусе, затем через отверстия в бобышках (рис. 3) и изгибают под прямым углом. Изогнутая внизу часть является полуосью переднего колеса. На нее надевают колесо, лишнюю часть отрезают и расклепывают с тем, чтобы колеса не соскакивали. Можно надеть шайбочку из жести и припаять ее к концу оси.
Поперечную рулевую тягу (28, рис. 1) изготавливают из дерева. В ней сверлят три отверстия: одно в центре и два по краям. В крайние отверстия входят концы фигурных рулевых тяг, а в центральное вставляют отрезок спицы.
Рулевой поводок (29) состоит из наконечника, троса и трубки. Наконечник рулевого поводка изготавливают из велосипедной спицы. Один конец его изгибают в виде крючка и надевают на кусок спицы, вставленной в центральное отверстие поперечной рулевой тяги. Другой конец наконечника поводка проходит через отверстие в фасонном бруске (32, см. рис. 1), который прикреплен внутри кабины к задней ее стенке и выходит через отверстие в крыше кабины. Наконечник, поворачиваясь в фасонном бруске, своим концом (крючком) поворачивает поперечную рулевую тягу, которая в свою очередь разворачивает фигурные рулевые тяги, а вместе с ними передние колеса.
На выступающей из крыши кабины конец наконечника поводка, опиленный под четырехгранник, надевается один конец троса, заканчивающийся трубочкой, конец которой разделан под четырехугольник. При проворачивании троса поворачивается наконечник поводка, работает рулевое управление. Другой конец троса проходит через рукоятку рулевого управления (31, рис. 1), на него надевают и напаивают трубочку, на которую насаживают рулевое колесо (30). Проворачивание рулевого колеса через трос передается на наконечник поводка и через поперечную и фигурные тяги на колеса.
Для установки передних колес в положении, обеспечивающем движение модели по прямой, в задней стенке кабины, на уровне поперечной рулевой тяги, просверлено отверстие. Для этой же цели в поперечной рулевой тяге с задней стороны имеется отверстие.
Когда хотят выключить действие рулевого управления, сзади через отверстие в кабине и в поперечной тяге пропускают кусок велосипедной спицы, при этом поперечная рулевая тяга перемещаться не сможет и передние колеса будут установлены строго вдоль оси модели.
Лучшей автомоделью с резиновым двигателем считается та, у которой при равных размерах и весе двигатель проработает более длительное время и, следовательно, модель пройдет большее расстояние. Для автомодели, изготовленной по данным выше чертежам и размерам, это расстояние будет составлять 15—20 м. Все зависит от того, насколько тщательно будет изготовлена модель и каковы будут потери на трение.
Испытывать модель можно в различных условиях. Лучше всего — по прямой по асфальтированному или деревянному покрытию.
Чтобы обеспечить на испытаниях прямолинейное движение модели, применяют направляющую нить. К переднему буферу модели и заднему поперечному брусу прикрепляют проволоку или полоску жести или алюминия так, чтобы на одном ее конце, который будет опускаться вниз, было отверстие, через которое будет пропущена направляющая нить. В качестве направляющей нити лучше всего взять рыболовецкую леску типа «Сатурн» сечением 0,2—0,3 мм и длиной 50—60 м. Нить натягивают между двумя точками вдоль дороги на высоте отверстий направляющих полосок, закрепленных на модели. Для отсчета пройденного пути на беговой дорожке отмечают мелом каждые пять метров.
Правильно установив рулевое управление, можно добиться, что модель пройдет строго по прямой без каких-либо заметных потерь на трение лески.