Правила проведения соревновании по автомодельному спорту указывают, что это может быть модель-копия любого «настоящего» автомобиля — современного или старинного, грузового, легкового или специального, а также модель вездехода, бронетранспортера, танка. Предельная длина такой модели — полметра, вес не ограничен, источники электропитания для двигателя и аппаратуры находятся внутри кузова.
Ну, а что такое модель-копия?
Это модель автомобиля, по внешнему виду и по наличию некоторых внутренних узлов (например, сцепление, коробка передач, карданы, подвески) точно копирующая определенный автомобиль, вездеход, танк, как серийные, так и собственной конструкции. Для моделей автомобилей с закрытым кузовом требуется наличие всех стекол. Боковые стекла дверей могут быть полуопущены. Перед соревнованиями техническая комиссия оценивает в баллах точность копирования и качество изготовления модели, что значительно влияет на общую оценку после ходовых испытаний.
Модели оцениваются по специальной таблице (см. приложение 2). При самостоятельной оценке по этой таблице нужно учитывать, что указанные в разделе А поощрительные баллы за наличие действующих узлов, агрегатов и оборудования модели выставляются полностью, независимо от качества изготовления данного узла. Число баллов по разделу Б зависит от качества и подобия узлов, агрегатов и оборудования модели.
Перед постройкой модели-копии вычерчивается общий вид автомобиля-прототипа (см. рис. 10 и 11).
Одним из важных вопросов, которые приходится решать автомоделисту при конструировании и изготовлении радиоуправляемой автомодели является компоновка агрегатов и аппаратуры. Размещать электродвигатели и редукторы к ним, источники тока и бортовую аппаратуру наиболее сложно в моделях легковых автомобилей. Тут нужно проявить максимум технической смекалки и приложить к делу все свое мастерство.
Модель автомобиля «Чайка» (рис. 9), изготовленная в 1964 г. ставропольским автомоделистом П. В. Кузнецовым, очень маленькая: она умещается па ладони руки. На фотографии видно, насколько рационально опытный конструктор использовал объем под кузовом.
Легче разместить аппаратуру и источники тока в моделях автобусов, микроавтобусов и грузовых автомобилей с тентами над кузовом. Зачастую в моделях грузовых автомобилей аппаратуру и источники тока компонуют в имитаторе груза. И в том, и в другом случае необходимо обеспечить надежное крепление всего оборудования, а для предохранения от толчков — предусмотреть амортизирующие прокладки (губчатая резина, поролон).
Основные узлы и агрегаты радиоуправляемой автомодели — кузов, рама, ведущие колеса с ведущей осью, ведомые колера с рулевой трапецией, ходовой электродвигатель, рулевая машинка, бортовая аппаратура (приемник и элементы автоматики) и источники электропитания.
Начинать конструирование радиоуправляемой модели, разумеется, лучше с упрощенной конструкции. Примером такой модели, вполне пригодной для участия в соревнованиях, может служить обобщенная модель легкового автомобиля (рис. 12). На рис. 13 приведен эскиз конструкции ее рамы. Размеры не проставлены, поскольку они зависят от выбора кузова, диаметра колес и т. д. При изготовлении такой модели следует ориентироваться па длину 30—35 см. Рама изготавливается из листовой стали толщиной 1 мм.
Па рис. 14 показана конструкция узла рулевой трапеции — поворотная цапфа с полуосью. Прототипом кузова могут стать «Москвич», «Жигули» и другой автомобиль малого литража. С такими шасси и агрегатами может быть сопряжен также кузов микроавтобуса или автофургона.
Этот вариант модели не имеет систем подвески колес, нет также полного подобия в размещении ходового двигателя, нет карданной передачи. Однако заслуживают внимания механизм поворота передних колес и привод на задние колеса с применением дифференциала. Модель с такими агрегатами будет хорошо проходить трассу со множеством поворотов. Изгибы (отбортовка) отдельных кромок шасси увеличивают его жесткость.
Профилированную раму для шасси модели можно изготовить и из дюралюминия путем фрезерования. На рис. 15 показана такая рама, изготовленная С. X. Газанчаном. При малом весе она имеет высокую прочность. Часто изготавливают и фигурные лонжеронные рамы, выполненные из полосок жести, согнутых в виде швеллера. Для повышения прочности конструкции применяются латунные или стальные трубки разного сечения. Основной метод соединения элементов — пайка оловом, а еще лучше серебром.
На рис. 16 показана ходовая часть модели микроавтобуса с комбинированной лонжеронной рамой. Эту модель спроектировал автомоделист из г. Еревана В. А. Оганесян. Удачна компоновка ходового электродвигателя и рулевой машинки. Независимая подвеска передних и рационально решенная зависимая подвеска ведущих колес, наличие карданной передачи и дифференциала, высокое качество изготовления колес — все это делает шасси модели образцовым. В качестве ходового электродвигателя на этой модели применен электродвигатель ДПМ-35-Н1-03. Он связан с карданным валом через понижающий редуктор.
Примененная В. А. Оганесяном подвеска передних колес (рис. 18) с помощью двух пружинных рессор наиболее часто используется ведущими мастерами автомодельного спорта. На плоской раме, когда подвеска передних колес не предусматривается, часто применяется вариант связи рулевой машинки и рулевой трапеции посредством продольно-перемещающейся тяги (рис. 20).
Аналогичные машинки могут быть изготовлены при использовании различных малогабаритных электродвигателей. Наиболее хорошо себя зарекомендовали для этой цели электродвигатели от электровозов игрушечной электрофицированной железной дороги фирмы ПИКО.
Как уже говорилось сложнее всего размещать агрегаты, аппаратуру и источники электроэнергии на моделях легковых автомобилей. Пример удачного решения этой задачи — модель легкового автомобиля ЗИЛ-111 С. X. Газанчана.
Шасси модели (рис. 21, 22) имеет лонжеронную комбинированную раму. Ходовой электродвигатель снабжен ребристым радиатором для отвода тепла. В средней части шасси размещается самодельный свинцовый аккумулятор. В футляре, закрепленном над ведущим мостом, находятся радиоприемник и элементы автоматики (аккумулятор при фотографировании был удален).
Особо следует остановиться на изготовлении кузова. Кузов высокого качества делают чаще всего из поддающегося пайке оловом листового металла (жесть, латунь).
Вначале вырезают деревянную болванку: разборную или целую. По ней ведут пайку мягкими оловянными припоями отдельных деталей кузова, предварительно подогнанных путем выколотки по болванке. Паять лучше всего «впритык» с прокладкой под шов полоски жести или латунной фольги. В местах, требующих увеличения жесткости конструкции, изнутри кузова напаивают жестяные уголки и косынки. Одновременно присоединяются элементы крепления кузова к шасси, детали облицовки.
Неровности и вмятины еще до подготовки поверхности для покраски следует выправить, сначала напаяв на эти места легкоплавкие сплавы олова, а затем выровняв их шабером и наждачной бумагой. Окраска ведется обычными способами (очень удобны аэрозольные баллончики).
Кузова можно также делать из различных пластмасс, из проклеенного эпоксидной смолой стекловолокна, из бумаги и дерева. Однако металл — наиболее предпочтительный материал. Большое значение имеет красивая внешняя отделка кузова. Она придает модели нарядный вид, а детальность и чистота облицовки увеличивают сходство с копируемым оригиналом. Под деталями облицовки обычно подразумевают передний и задний бамперы с клыками, радиаторную решетку, фары, стоп-сигналы, дверные ручки, молдинги.
Очень интересная работа — изготовление моделей военной техники (тапки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры). Для полноты сходства па кузове у них должны быть размещены запасные части и инструмент: пила, топор, лопата, траковый ключ, запасные траки, трос для буксировки, канистры, скатки брезента.
Примером отлично сделанной радиоуправляемой модели военной машины может служить модель танка (рис. 23, 24). Ее изготовил Л. С. Кинцберг. Эта модель, наряду с ходовыми, исполняет серию команд, связанных с поворотом башни и стрельбой орудия, а также с включением фар, бортовых огней, гудка.