В ряде стран Европы уже организованы Федерации любителей гонок радиоуправляемых автомоделей. Выработаны требования к конструкциям, участвующим в гонках, правила проведения гонок и ряда других состязаний, имеющих зрелищный характер (фигурное вождение, сбивание полиэтиленовых сосудов).
Правила предусматривают, что радиоуправляемые модели гоночных автомобилей должны быть не более 1/8 размера настоящих автомобилей и как можно более точными их копиями. Копируется автомобиль-прототип только по внешнему виду. На модели устанавливается двигатель внутреннего сгорания с объемом цилиндра до 3.5 см3. Если на модели стоит больше одного двигателя, то общий объем цилиндров не должен превышать 3.5 см3. Двигатель должен быть снабжен эффективным глушителем.
Максимально допустимая ширина модели во всех трех классах — 26,5 см (10,5 дюйма). У моделей, идущих по классу «Спорт-ГТ» и «Салон», части колеса или шины не должны выступать за корпус. Все модели снабжаются сцеплением и тормозом, которые должны действовать как можно эффективней и быть способными удержать модель на линии старта. Гонки проводятся в несколько этапов. В стартах участвуют одновременно несколько моделей.
Аппаратура командной радиолинии должна иметь перестройку по несущей частоте. Во время заезда управление каждой моделью ведется на своей фиксированной волне при таком разносе несущих частот, который не создает взаимных помех. Передающая аппаратура перестраивается на новую волну путем смены кварцев в задающем генераторе передатчика. Наиболее удобна аппаратура с двумя каналами одновременной передачи плавных команд — для пропорционального управления поворотом передних колес и работой двигателя.
Задача спортсмена — собрать модель, раскрасить ее по своему вкусу, установить аппаратуру (как правило, промышленную) и источники тока для нее. Таким образом, основным становится умение управлять моделью. Организаторы гонок предварительно проверяют умение каждого участника управлять моделью и выдают разрешение на участие в гонках. Опытные моделисты предпочитают обходиться без услуг фирм и сами зачастую делают все, включая двигатели.
На рис. 66 показана конструкция шасси радиоуправляемой модели класса «Формула-1». Это шасси английской модели «Челленджер». Основная черта модели — применение ременного зубчатого приводного ремня для связи двигателя с промежуточным шкивом, имеющим автоматическое сцепление, которое войдет в действие, как только двигатель наберет половину от номинальных оборотов. За счет ременной передачи сцепление изолируется от вибрации, исходящей от двигателя и маховика. На задней промежуточной оси, связанной со сцеплением, находится тормозной барабан, к которому прижат тормоз.
Ведущая ось стальная. Диаметр ее — 9,5 мм (3/8 дюйма). На концах оси имеется резьба для крепления ведущих колес. Поворотная цапфа рулевой трапеции представляет собой дюралюминиевое цилиндрическое тело (часть полуоси) с двумя отверстиями. Одно из них сквозное. Через него проходит поворотный рычаг. В другом отверстии имеется резьба для ввертывания осевого болта. Две цилиндрических пружины, через которые проходит вертикальная часть поворотного рычага, амортизируют ведомое колесо. Для крепления рулевых цапф служат дюралюминиевые профилированные кронштейны, привинченные к плоской раме. Рама имеет отогнутые борты для повышения жесткости. Материал рамы — дюралюминий.
Моторная группа модели работает следующим образом. Двигатель заводится заранее с помощью рыв-кового шнура, пропускаемого через канавку маховика. С помощью аппаратуры радиолинии регулируется количество горючей смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, то есть регулируется число оборотов выходного вала двигателя. При увеличении числа оборотов автоматически включится сцепление и модель начнет движение. Скорость регулируется подачей горючей смеси путем поворота дроссельной заслонки в карбюраторе. На малых оборотах сцепление выключаетея, и в это же время механически будет подведен тормоз к тормозному диску. Модель остановится без «наката». Эти команды осуществляются с помощью системы тяг, связанных с механизмом привода канала пропорционального управления. Более качественного регулирования можно было бы добиться одновременным перекрытием выхлопного отверстия двигателя. На цилиндре двигателя крепится радиатор охлаждения. Управление поворотами модели осуществляется с помощью тяги рулевой машинки аппаратуры пропорционального управления.
В средней части рамы располагается приемник с рулевыми машинками и батареями электропитания. Вся аппаратура имеет защитные футляры, предохраняющие ее от брызг горючего и масла. Выхлопная труба двигателя направлена в сторону земли. Таким образом, земля является дополнительным глушителем.
Кузов у модели одноместный. Он изготовлен из ударопрочной пластмассы. Для всех машин такого типа обязательно наличие фигурки водителя в кузове. Как правило, диски колес выполняются из пластика, а покрышки — из резины.
Ряд сведений по устройству узлов радиоуправляемых гоночных автомоделей имеется в статье Л. С. Кинцберга «Гонки без корды». Журнал «Моделист-конструктор» (№ 6, 1972).