Команды, выполняемые моделью
Номер канала | Ходовые команды | Команды на стоянке |
I | Вперед | Гудок |
II | Лево руля | Пуск ракеты №1 |
III | Назад | Прожектор |
IV | Право руля | Пуск ракеты №2 |
V | Подъем фермы | |
VI | Стоп | Спуск фермы |
Схема аппаратуры приведена на рис. 60. Когда модель находится в походном положении, то ферма опущена и концевой переключатель КП1 стоит в положении «Земля-1». В этом случае выполняются только ходовые команды. При передаче команды «Подъем фермы» включается электродвигатель ЭД3, поднимающий ферму. КП1 переключается в положение «Земля-2» — теперь могут исполняться только команды на стоянке. Команды пуска ракет могут быть выполнены моделью только при вертикальном положении фермы, когда включится концевой выключатель КВ5. Не останавливаясь подробно на взаимодействии элементов автоматики, отметим некоторые особенности схемы. Диоды Д1÷Д12 исключают взаимовлияние цепей. Концевые выключатели КВ1÷КВ4 выключают электродвигатели ЭД1 и ЭД3 при крайних положениях поворотных механизмов.
Литература
Для расширения кругозора моделистам рекомендуется ознакомиться с описаниями аппаратуры «Икар-5», «Моделист-конструктор», №11, 1966), «Тонокс» («Моделист-конструктор», №5, 1969) и «Телеконт» «Моделист-конструктор», №7, 1969). Несколько конкретных схем приемо-передающей аппаратуры радиоуправления моделями удачно описаны в книге В. Н. Потапова и Ю. С. Хухры «Пилотажные радиоуправляемые модели самолетов» (М., Изд-во ДОСААФ, 1965).
Сведения о разновидностях модельных систем пропорционального управления публиковались в журнале «Моделист-конструктор»:
- В. Шулешов. Пропорциональное управление. № 1, 3, 1967;
- Э. Тарасов. Яхты на радиоволне. № 6, 1969;
- Я. Войцеховский. В мире радиоуправляемых. № 9, 1970;
- А. Сотников. Пропорциональная без «дефицита». № 8, 1971.
С другими системами автоматики на автомоделях можно ознакомиться в статьях:
- А. Дьяков. Радиоуправляемый «Москвич». Журнал «За рулем». № 9, 1961;
- А. Дьяков. На трассе — автомодели. Журнал «Моделист-конструктор», № 2, 1966.