Очевидно, что и руководители кружков автомоделистов первого года занятий на первых же занятиях доведут до учащихся эти рекомендации и в дальнейшем будут следить за тем, чтобы члены кружка строго выполняли их.
Начинающему автомоделисту на первых порах следует заняться конструированием и изготовлением несложных моделей, на изготовление которых не потребуется много времени, сложных приспособлений и инструмента. Приступая к созданию модели, моделист должен хорошо продумать ее конструкцию, методы и приемы изготовления узлов и деталей, подобрать необходимые материалы, начертить общий вид конструкции и приготовить эскизы и схемы отдельных ее узлов, агрегатов и деталей. Хорошо и до конца продуманная конструкция позволит сэкономить время и труд при изготовлении модели.
С самого начала следует приучить себя работать аккуратно и точно, строго соблюдая задуманные формы и размеры модели. Рабочее место необходимо заранее продуманно оборудовать и содержать в образцовом порядке. Рабочий инструмент и приспособления следует беречь от порчи и повреждений, аккуратно обращаться с ними.
Лучше всего работать над моделью на определенном стандартном однотумбовом письменном столе. На рисунке 1 дан общий вид рабочего стола. Дополнительные полочки, которыми оборудован стол, предназначены для хранения наиболее часто употребляемого и небольшого по размерам инструмента, незаконченных деталей. Для предохранения стола от повреждений желательно изготовить специальную накладную доску (рис. 2). При работе лобзиком удобно пользоваться съемным станком (рис. 3). Настольные тисочки лучше всего крепить с правой стороны. Ящики стола делят на гнезда и приспосабливают каждое из них для хранения:
- 1) измерительного инструмента;
- 2) мелких напильников, надфилей и бородков;
- 3) сверл, дрели и коловорота;
- 4) молотков, отверток, ножовок и монтажного инструмента;
- 5) напильников, оправок и другого вспомогательного инструмента;
- 6) готовых деталей;
- 7) металлических материалов;
- 8) неметаллических материалов.
Инструмент и материалы должны быть рассортированы и разложены в определенных местах и гнездах. Гвозди, шурупы, заклепки, гайки и болтики следует хранить в плоских ящиках (картонных, металлических и деревянных коробках).
Необходимый для автомоделиста инструмент можно разделить на следующие группы:
- 1) разметочный и мерительный;
- 2) слесарный;
- 3) столярный;
- 4) монтажный;
- 5) вспомогательный инструмент и приспособления.
Каждый моделист должен стремиться собрать себе минимальный комплект инструмента.
Комплект инструмента автомоделиста
A. Разметочный и мерительный инструмент.
- 1. Металлическая линейка.
- 2. Угольник.
- 3. Транспортир.
- 4. Штангенциркуль.
- 5. Рейсмус.
- 6. Чертилка.
- 7. Керн.
Б. Слесарный инструмент
- 1. Тиски настольные.
- 2. Молоток.
- 3. Ножницы для металла.
- 4. Ножовка.
- 5. Дрель ручная и набор сверл.
- 6. Напильники, надфили.
- 7. Паяльник электрический.
B. Столярный инструмент
- 1. Ножовка хозяйственная.
- 2. Лобзик.
- 3. Шерхебель.
- 4. Рубанок.
- 5. Небольшой топор.
- 6. Стамеска прямая.
- 7. Стамеска полукруглая.
- 8. Долото.
- 9. Модельный нож (набор).
Г. Монтажный инструмент
- 1. Плоскогубцы.
- 2. Круглогубцы.
- 3. Разводной ключ.
- 4. Отвертки разных размеров.
Д. Вспомогательный инструмент
- 1. Киянка.
- 2. Струбцинка.
- 3. Цвинка.
- 4. Кисти разные.
Конечно, не каждый моделист в начальном периоде работы может иметь весь инструмент. Вначале следует приобрести самый необходимый, а потом приобрести и частично изготовить остальной инструмент. По мере повышения мастерства автомоделиста и выполнения им более сложных работ появится необходимость расширить рекомендуемый перечень, приобретя некоторые более сложные инструменты и приспособления.
Автомоделисту приходится работать топором и молотком, пилой и ножом, зубилом и стамеской, ножницами и шилом, т. е. различными ударными и острыми инструментами. Он будет иметь дело с лаком и красками, бензином и спиртом и другими легковоспламеняющимися материалами. Чтобы избежать травм, повреждений, ожогов и пожаров, моделист должен строго соблюдать следующие меры предосторожности:
- работая режущим инструментом, не держать руку перед ним, ибо при нажиме инструмент может соскочить и повредить ее;
- при долблении долотом пользоваться киянками (деревянными молотками), так как их ударная поверхность больше, чем у стального молотка, и поэтому менее вероятен удар по руке;
- зубило, крейцмессель и керн должны быть без наклепа, длиной не менее 120—150 мм;
- топорик, молотки и киянки насаживать на рукоятки из твердого вязкого дерева (вяз, рябина) и расклинивать металлическими клиньями;
- на ручки напильников, отверток, долот, ножовок и ножей надевать металлические кольца, предохраняющие их от раскалывания;
- при разрезании листового железа ножницами не держать руку на линии разреза;
- паять детали в специально приспособленном месте. Во время пайки не наклоняться близко к паяльнику или паяльной лампе. Ни в коем случае не зажигать паяльную лампу, облитую керосином или бензином; ее протирают и хорошо просушивают. Не добавлять в лампу горючего, если она не потушена и не остыла. Паяльную лампу заправлять лишь тем горючим, для которого она предназначена. Не оставлять горящую лампу без надзора;
- окрашивать и покрывать лаком модели и детали следует в помещении, где имеется хорошая вентиляция, или, еще лучше, на свежем воздухе. Вблизи от места покраски не разрешается зажигать огонь, так как пары красок и лака легко воспламеняются;
- на рабочем месте иметь аптечку с запасом йода, бинта и мази против ожогов.