Распределение времени по основным разделам
- Вводное занятие — 2 часа
- Раздел I. Проектирование и изготовление моделей-полумакетов легковых, грузовых и специальных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания — 56 час.
- Раздел II. Проектирование и изготовление гоночных моделей с двигателями внутреннего сгорания — 50 час.
- Подведение итогов работы кружка за год — 4 часа
- Итого — 112 час.
Вводное занятие (2 часа)
Роль Коммунистической партии в создании и развитии советского автомобилестроения. Советский Союз — страна развитого автомобилестроения.
Значение автомобильного транспорта в жизни нашей страны и ее обороноспособности.
Задания шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства в деле развития автомобилестроения и автомобильного транспорта в нашей стране.
Важнейшие этапы в истории создания современного автомобиля. Значение творчества русских изобретателей в этом деле.
Значение автомоделизма. Существующая классификация автомоделей и правила соревнования автомоделистов. Достижения советских и зарубежных автомоделистов. Создание первоклассных автомоделей и завоевание первенства в международных соревнованиях — задача нашей молодежи.
Обсуждение плана работы кружка и выборы старосты.
Раздел I. Проектирование и изготовление моделей-полумакетов легковых, грузовых и специальных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (без изготовления двигателей) (56 час.)
Тема 1. Обзор известных конструкций моделей-полумакетов с микродвигателями внутреннего сгорания (2 часа)
Обзор известных конструкций. Их достоинства и недостатки. Разъяснение при помощи экспонатов и схем.
Обсуждение с кружковцами и выбор моделей, подлежащих изготовлению в кружке.
Практические работы
Изучение имеющихся схем и экспонатов. Демонстрационный запуск имеющейся модели-полумакета.
Тема 2. Двигатели внутреннего сгорания, применяемые при автомоделировании (8 час.)
Основы теории и принципы работы двигателя внутреннего сгорания. Сравнение микродвигателей с автодвигателями. Различные виды микродвигателей. Характеристика микродвигателей, выпускаемых отечественной промышленностью. Запуск микродвигателей и регулировка их работы.
Горюче-смазочные материалы, применяемые в микродвигателях. Меры предосторожности при работе с горюче-смазочными материалами.
Практическая работа
Составление топлива, запуск двигателя и работа с ним на стенде.
Тема 3. Конструктивные решения, применяемые в практике автомоделизма по отдельным узлам и механизмам автомоделей (4 часа)
Конструктивные решения системы силовой передачи, рулевого управления, подвески и других узлов. Практические методы изготовления рам, кузовов и других деталей автомоделей с микродвигателями внутреннего сгорания.
Практические работы
Проектирование и изготовление отдельных узлов и механизмов модели.
Тема 4. Изготовление моделей-полумакетов с двигателями внутреннего сгорания (42 часа)
Проектирование и элементарный расчет модели. Изготовление эскизов и чертежей. Изготовление деталей, узлов и моделей в целом. Предварительные испытания. Устранение неисправностей и окончательные испытания и доводка модели.
Соревнования на максимальную скорость, оригинальность конструкции и качество изготовления.
Раздел II. Проектирование и изготовление гоночных автомоделей с двигателями внутреннего сгорания (50 час.)
Тема 1. Особенности конструирования гоночных автомоделей (4 часа)
Требования, применяемые к гоночным автомоделям. Три наиболее распространенных варианта компановки агрегатов гоночных автомоделей. Преимущества и недостатки каждого из них.
Силовые передачи, применяемые в гоночных автомоделях. Конструктивные решения системы подвески передних колес, рулевого управления и других узлов и механизмов. Колеса гоночных моделей. Охлаждение двигателей. Остановка моделей на финише.
Правила соревнований гоночных автомоделей. Запуск гоночных моделей в пробег. Обсуждение с кружковцами и выбор моделей, подлежащих изготовлению в кружка.
Практические работы
Изучение имеющихся экспонатов и схем. Демонстрационный запуск модели гоночного автомобиля.
Тема 2. Форсирование микродвигателей (6 час.)
Правила разборки и сборки микродвигателей. Форсирование за счет полировки топливопроводов и облегчения деталей кривошипно-шатунного механизма («причесывание» микродвигателя). Форсирование путем применения присадок к горючему. Используемые присадки и меры предосторожности при обращении с ними. Уход за двигателем после его работы на топливе с присадками.
Тема 3. Изготовление гоночных автомоделей (40 час.)
Выбор конструкции модели в целом и отдельных узлов и механизмов. Проектирование и простейший расчет. Изготовление эскизов и чертежей. Изготовление деталей и узлов. Предварительная обкатка силовой передачи. Сборка модели. Предварительные испытания. Устранение выявленных дефектов. Доводка модели с целью получения максимальной скорости.
Зачетные испытания для выявления достигаемой скорости и надежности конструкции.
Подведение итогов работы кружка за год (4 часа)
Организация выставки моделей кружка. Организация соревнований. Подготовка моделей к соревнованиям. Приглашение гостей на соревнования. Подъем флага соревнований. Объявление результатов соревнований. Премирование отличившихся членов кружка.
Методические указания
Кружки второго года занятий создаются в общеобразовательных школах, домах тюнеров, станциях юных техников, в интернатах и технических училищах и комплектуются из юношей и девушек VII и VIII классов прошедших занятия в кружках первого года занятий. В эти кружки могут быть также зачислены автомоделисты, не занимавшиеся в кружках первого года занятий, если их индивидуальная подготовка соответствует уровню подготовки основной массы членов кружка.
Кружок второго года занятий имеет целью расширить знания и навыки кружковцев в проектировании и изготовлении более сложных, в том числе классных автомоделей с микродвигателями внутреннего сгорания, в накапливании знаний по истории развития, основам устройства и методам конструирования автомобиля и его узлов и агрегатов.
Параллельно с этим в кружке второго года занятий решается задача подготовки опытных автомоделистов, умеющих делать хорошие модели, для участия в городских, областных, а также республиканских соревнованиях.
Так же, как и в кружках первого года, в кружках второго года занятий методическими приемами при проведении групповых занятий являются непродолжительные беседы и рассказы (не более 20—30 минут), которые сопровождаются демонстрацией учебно-наглядных пособий, способствующих усвоению излагаемого материала. В этих кружках, однако, можно проводить также отдельные собеседования специалистов по интересующим кружковцев вопросам продолжительностью до 2 часов.
В кружках второго года занятий приступать к изготовлению моделей без упрощенного расчета и проекта не следует. По мере накопления опыта надо повышать требования к расчету и эскизам, к качеству изготовляемых автомоделей и их узлов и агрегатов, а также к технической грамотности конструктивных решений.
В изготовлении сложных моделей могут участвовать два и более кружковцев по их собственному желанию. Навязывать кружковцам совместную работу не следует.
В работе этих кружков также рекомендуется проводить соревнования кружковцев, организовывать выставки изготовленных моделей, экскурсии на автобазы, автомобильные и авторемонтные предприятия, в конструкторские бюро и научно-исследовательские учреждения.
Цель заключительного занятия показать работу, проделанную кружком в целом, и продемонстрировать лучшие достижения отдельных кружковцев. Одновременно это занятие должно служить призывом к приглашенным на него юношам и девушкам вступить в кружок на будущий год.