По автомобильным дорогам идут мощные грузовые автомобили, многоместные автобусы и комфортабельные современные легковые машины, созданные советскими конструкторами и построенные на отечественных заводах.
В настоящее время нельзя представить себе ни одного города, ни одного населенного пункта, ни одной стройки или предприятия без автомобиля. Большое применение автомобили имеют также в Советской Армии.
Высокое развитие советского автомобилестроения вызывает все больший интерес советских людей к автомобильному делу. Особенно с большой любовью изучает автомобиль наша советская молодежь и школьники.
В школах, на станциях юных техников, в домах и дворцах пионеров сотни тысяч школьников с увлечением изучают устройство автомобиля и его агрегатов, учатся управлять автомобилем.
Большую помощь в ознакомлении с марками советских автомобилей, с общим устройством и основами конструирования автомобиля, а также с принципами работы его механизмов оказывает автомоделизм.
Занимаясь конструированием и изготовлением моделей автомобилей, юные автомоделисты приобретают много полезных знаний и навыков. Автомоделизм развивает творческую инициативу и смекалку. Практика работы с различными материалами, инструментом и оборудованием дает возможность школьникам познакомиться с технологией производства и ремонта автомобилей, помогает им в выборе своей будущей профессии.
Автомоделизм не только дает возможность школьникам познакомиться с современной техникой, но и помогает им по-настоящему полюбить автомобильное дело.
Создание модели — это творческий процесс, развивающий конструкторские навыки. Строя модели, разрабатывая различные механизмы к ним, юные автомоделисты учатся технически правильно мыслить, проектировать, создавать.
Именно поэтому в нашей стране так много делается для дальнейшего развития автомобильного моделизма и более широкого вовлечения в этот увлекательный вид творческой самодеятельности нашей молодежи.
Настоящая программа разработана в соответствии с временными правилами соревнований автомоделистов и классификацией автомоделей, утвержденными ЦК ДОСААФ СССР. Она рассчитана на школьников начиная с шестых классов. Программа ставит своей целью познакомить членов кружка с устройством автомобиля, научить их самостоятельно строить модели различных автомобилей.
Кружки для начинающих автомобилистов должны создаваться при школах, внешкольных учреждениях, детских домах, домах и дворцах пионеров, а также могут создаваться в пионерских лагерях, лесных школах на период пребывания там школьников.
Главная цель работы кружка первого года занятий — удовлетворить и развить интерес учащихся к автомобильному делу, расширить и закрепить определенные знания и навыки политехнического характера, которые получают учащиеся на уроках в школе, научить работать с инструментом и материалами, научить членов кружка своими руками доводить до конца изготовление задуманной на первых порах еще несложной автомодели, привить любовь к автомобилю и воспитать чувство гордости за достижения отечественного автомобилестроения.
На протяжении первого года занятий члены кружка осваивают изготовление самых простых моделей контурных автомобилей и аэромобилей, моделей с резиновыми и пружинными двигателями и, наконец, моделей с электродвигателями.
Программа кружков второго года занятий предусматривает расширить у кружковцев знания по автомоделизму, научить их производить элементарные расчеты и строить более сложные и разнообразные модели автомобилей.
На втором году занятий члены кружка работают над созданием более сложных моделей автомобилей с микродвигателями. Вначале они строят модели-полумакеты, копирующие существующие автомобили, и во второй половине года переходят к изготовлению моделей гоночных автомобилей.
Вся работа кружка третьего года занятий должна быть построена так, чтобы у занимающихся была полная возможность самостоятельно выбрать определенную область автомоделирования, тип модели, ее конструкцию и технологию изготовления, двигатель, силовую передачу и другие механизмы.
Для третьего года дается не программа, а тематика, которая не содержит общепринятых разделов и тем, а преследует основную цель — предоставить каждому занимающемуся возможно более широкую самостоятельность в работе и дать руководителю необходимый для этого материал.
Тематика третьего года занятий состоит из методических указаний, примерного плана работы кружка, перечня классов и типов моделей, рекомендуемых для изготовления, и примерной тематики экспериментальных работ. Все это дает конкретный материал, который позволит руководителю правильно организовать работу кружка третьего года занятий.
В составе каждого кружка должно быть не более 15 человек. Не следует допускать объединения в одном кружке учащихся более чем двух смежных классов (VI и VII или VII и VIII). Занятия в кружках следует проводить два* раза в неделю продолжительностью не более 2 часов. Проведение экскурсий, показ диафильмов и учебных фильмов, а также лекции специалистов должны проводиться по желанию кружковцев.
Руководителями кружков могут быть преподаватели по труду и физике, старшие пионервожатые, а также родители, знакомые с автомобилем и автомоделизмом.
В приложениях к программе в качестве вспомогательного материала для руководителей кружков, а также самих членов кружка даются описания и чертежи восьми автомоделей и некоторые другие материалы по автомоделизму.
Модели, описания и чертежи которых даны в приложении, рекомендуются не как типовые. К сожалению, типовых автомоделей пока еще нет. Возможно, что несколько лет работы широкой сети автомодельных кружков и накопленный при этом опыт позволят создать такие модели, но на это потребуется значительное время. Несмотря на это, в описываемых моделях имеется много полезного, много удачных решений, которые неизвестны еще широкому кругу автомоделистов и даже руководителям кружков, вот почему даваемый в приложении материал, несомненно, принесет пользу.
Члены кружка при изготовлении своих моделей могут не придерживаться прилагаемых описаний и чертежей, а лишь использовать эти описания в качестве вспомогательного материала.
Необходимо приучать кружковцев творить, создавать, а не подражать. Надо всемерно развивать творческую и изобретательскую мысль кружковцев. Это важно еще и потому, что описываемые автомодели являются первым опытом создания моделей и поэтому в их конструкции, несомненно, имеются недостатки и не совсем удачно решенные узлы. Нет сомнения, что в ходе работы кружков автомоделистов поступит целый ряд хороших предложений, улучшающих конструкцию описываемых моделей, а также будет разработано много других хороших и удачных конструкций автомоделей.
Руководители кружков должны иметь в виду, что настоящая программа составлена впервые, на основе относительно небольшого опыта работы кружков. Поэтому не следует строго придерживаться времени, отводимого на отдельные темы.
Как в самой программе, так и в приложениях совершенно не учтены и не освещены вопросы изготовления моделей военных автомобилей, тракторов и танков. Объясняется это что пока еще отсутствует необходимый опыт в изготовлении этих моделей.
Руководитель может использовать в работе материал c6opника «Техническое творчество» (изд. «Молодая гвардия»> 1955, стр. 297—299), где дается описание модели колесного трактора, приводимого в движение при помощи патефонного-пружинного двигателя или электрического.
Лаборатория автомобильного моделизма Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР включила в план своей работы на 1959—1960 гг. изготовление моделей военных автомобилей и танков. Описание этих моделей будет издаваться отдельными брошюрами. В ходе занятий в кружках автомоделизма руководителям кружков следует пользоваться этими материалами, а также организовать изготовление моделей военных автомобилей, тракторов и танков по собственной инициативе.
Свои замечания и пожелания по программе руководители кружков должны направлять в адрес Лабораторий автомобильного моделизма Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР и Центральной станции юных техников имени Н. М. Шверника.